В России формируется уникальная система социального сопровождения особенных людей через всю жизнь
Около 1% населения мира имеет расстройства аутистического спектра (РАС), отметил Сергей Рыбальченко. Изменения в российском законодательстве 2023 года, направленные на реабилитацию инвалидов, стали основой для создания системы сопровождения людей с ментальными нарушениями и их семей.
В рамках программы «Сопровождение через всю жизнь» Минтрудом РФ разработана типовая региональная программа, основанная на опыте Ханты-Мансийского округа и регионов Приволжья, для сопровождения детей и взрослых с РАС и другими ментальными нарушениями, отметил член ОП РФ:
Это позволяет сформировать необходимые механизмы для успешной социализации детей и молодых взрослых людей с РАС и их семей, создает условия для масштабирования результатов проекта. Разработанные в пилотных регионах нормативные правовые акты являются основой типовой системы маршрутизации и сопровождения лиц с РАС и другими нарушениями в ментальной сфере через всю жизнь и для других заболеваний.
За последние 15 лет произошли существенные изменения в отношении людей с инвалидностью — страна становится более открытой и пригодной для их жизни, заметил директор Центра реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир» Игорь Шпицберг. Это глобальные, а самое главное — системные и эффективные изменения, подчеркнул он.
Депутат Госдумы РФ Бадма Башанкаев отметил государственную поддержку создания системы непрерывного межведомственного сопровождения для людей с РАС, дополнив, что такая бесшовная система помощи дает родителям уверенность в будущем их детей с ментальными особенностями: позволит ли она им жить в ПНИ или же социализироваться и самостоятельно жить в собственных квартирах.
Югра стала первым регионом, разработавшим концепцию комплексного сопровождения, поделилась сенатор Совета Федерации Наталья Комарова:
Предварительно в регионе была проведена большая работа с семьями, где воспитываются дети с ментальными нарушениями, а в настоящее время поддерживается регулярная обратная связь с благоприобретателями. Это позволяет отслеживать потребности людей и оценивать качество услуг. Важно, что в регионе создана единая система, налажено межведомственное взаимодействие, переведенное в цифровой формат